Курс валют ЦБ РФ на 03.08.2020
1 CNY
10,00
1 €
87,00
1 $
73,00

МКОУ "Кежемская СОШ"

Адрес: 665790 Иркутская область Братский район

п. Кежемский улица Первомайская, 18
Телефон: 89248249808
Эл. почта: scola-Kezhma@yandex.ru

Выступления на педсовете № 5 "Национальный проект "Образование: что ждет нашу школу" Февраль 2020

План муниципальных мероприятий 2019-2020 учебный год

Изменение требований к рабочим программам учебных предметов в ФГОС ООО на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России

Из приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

«Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:

«18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. тематическое планирование».

Полный текст приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России можно посмотреть здесь.

Изменения во ФГОС основного общего образования. Что внедрять уже сейчас

Галина Савиных, координатор проекта «Практики ВСОКО» АРОО; руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», к. п. н.

Совет по ФГОС при Минпросвещения России одобрил новый проект ФГОС основного общего образования. В статье – шесть главных новшеств ФГОС и рекомендации эксперта, что внедрить в работу уже сейчас.

В конце 2019 года одобрили текст проекта ФГОС основного общего образования. Принципиально проект менять не планируют. В него еще будут вносить коррективы, но чиновники называют дату введения нового стандарта – 1 сентября 2021 года. К этому моменту ведомство планирует разработать и направить в регионы методические рекомендации и разъяснения. Еще подготовят дорожную карту и обновят примерные образовательные программы. Чтобы в спешке не менять документы, начните готовиться к внедрению нового стандарта уже сейчас. Эксперт проанализировал проект и выделил шесть главных изменений. В статье читайте, что изменят новшества, как и когда начинать включать их в работу.

Изменение 1. По-новому сформулировали предметные результаты

Требования к предметным результатам разработчики сформулировали в логике деятельностного подхода. Теперь предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. В таблице 1 смотрите, как изменились формулировки.

Таблица 1. Требования к предметным результатам в действующем ФГОС и проекте ФГОС
Скачать ►

Действующий ФГОС фиксирует требования к контролируемым элементам содержания (далее – КЭС), а проект – к учебным действиям с этим содержанием. То есть в проекте интегрировали КЭС и УУД. Чтобы достичь предметных результатов, ученики теперь должны будут овладеть знаниями и умениями и применить их, то есть действовать. Учебный предмет в логике нового ФГОС станет дидактическим ресурсом метапредметного развития. Смотрите пример требований проекта ФГОС ООО к предметным образовательным результатам по химии для второго года освоения соответствующей рабочей программы.

ПРИМЕР. Курсивом выделены требования, которые отражают познавательные УУД – логические операции:
– объяснять общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов;
– определять и классифицировать изученные типы химических реакций (по изменению степеней окисления атомов химических элементов);
– описывать физические и химические свойства простых веществ, образованных элементами: углерод, кремний, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо;
– прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся… (Приложение 11 проекта).

Как и когда внедрять. Из-за новых требований к предметным результатам педагоги должны будут изменить рабочие программы. Заранее спланируйте методическое сопровождение корректировки рабочих программ и повышение квалификации педагогов по новым подходам к планированию и контролю образовательных результатов. Создайте рабочую группу и включите в нее председателей методических объединений и методистов, если они есть в вашей школе. Проведите совещание с рабочей группой, разберите новые требования. Еще запланируйте в новом учебном году методические семинары и вебинары с внешними экспертами.

Обратите внимание на требование проекта ФГОС формировать у учеников предпосылки научного типа мышления. Чтобы реализовать это требование, заложите условия для учебных исследований школьников, в том числе получения нового знания, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в Программу развития УУД, когда будете менять ООП.

Изменение 2. Требования к образовательным результатам
разбили по годам обучения

Требования к предметным образовательным результатам распределили по годам освоения ООП основного образования. Конкретные требования есть для каждого года обучения по следующим учебным предметам:

  • русский язык, литература;
  • родной язык, родная литература;
  • иностранный язык;
  • история, обществознание, география;
  • математика, информатика;
  • физика, биология, химия.

 

как только проект введут в работу, учителям вашей школы нужно будет переписать рабочие программы и пересмотреть фонд оценочных средств, а вам из-за этого изменить ООП.

Изменение 3. Ввели тематические модули для ИЗО, музыки, технологии,
ОБЖ и физкультуры

По этим предметам есть комплекс тематических модулей. Для каждого модуля прописаны предметные результаты, которые выносятся на промежуточную аттестацию. Школа самостоятельно определяет, в каком порядке и объеме изучать модули. Посмотрите пример модулей учебного предмета «Изобразительное искусство».

ПРИМЕР. Модули учебного предмета «Изобразительное искусство»:
– «Символика крестьянского дома и народного праздника»;
– «Народные художественные промыслы России»;
– «Виды и жанры изобразительного искусства»;
– «Художественный образ и художественно-выразительные средства»;
– «Натюрморт. Пейзаж. Портрет»;
– «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн».

Как и когда внедрять. Пока новый ФГОС не введен в действие, менять рабочие программы по предметам не нужно. Но уже сейчас вы можете начать планировать интеграцию урочной и внеурочной деятельности через модульный принцип обучения. Для этого организуйте рабочее совещание с педагогами. Обсудите с ними новую структуру курсов по предметам. Поручите подготовить примерное распределение объема и последовательности изучения модулей по своим предметам. Обратите внимание педагогов, что разбивать содержание модулей на количество лет освоения рабочей программы они могут по-разному. Например, какие-то модули можно изучать только в первый год освоения рабочей программы, а какие-то «растягивать» на весь период ее реализации.

Когда педагоги подготовят предварительное планирование, проведите повторное совещание. На нем обсудите, изучение каких тематических модулей можно усилить курсами внеурочной деятельности. Например, модуль «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн» учебного предмета «Изобразительное искусство» можно усилить курсом «Компьютерная графика» или «Веб-дизайн». Так вы свяжете курсы внеурочной деятельности с урочной и включите в работу требования ФГОС.

Изменение 4. Расширили содержание воспитательной деятельности

Проект меняет и расширяет содержание воспитания. В нем изменили требования к личностным образовательным результатам и увеличили количество направлений воспитательной работы. Смотрите в таблице 2, что изменилось.

Таблица 2. Направления воспитательной деятельности в действующем ФГОС и проекте ФГОС
Скачать ►

Для каждого направления воспитательной деятельности в проекте ФГОС прописали личностные образовательные результаты. Разработчики усилили акценты на физическом и трудовом воспитании, опыте исследовательской деятельности и познавательной мотивации. Изменения связаны с майскими указами Президента РФ 2018 года. По ним Правительство РФ к 2024 году должно обеспечить «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Еще в новом проекте ФГОС изменили название и содержание Программы воспитания и социализации обучающихся. Теперь это Программа воспитания.

Как и когда внедрять. Менять Программу воспитания и социализации обучающихся пока не нужно. Но включать в воспитательную работу новое содержание можно уже сейчас. Например, в рамках мониторинга личностного развития школьников проведите диагностику уровня познавательной мотивации и учебной самостоятельности учеников. Мониторинг свяжите с планом внеурочной деятельности.

Внедрите в школе портфолио, чтобы учитывать индивидуальные достижения школьников. Опытом использования электронного портфолио поделился лауреат конкурса «Завуч года» Алексей Лобанов, его статью читайте далее>>.

Свяжите индивидуальную проектную деятельность с работой по жизненному проектированию и профориентации школьников. Для этого порекомендуйте педагогам предлагать темы, которые затрагивают социальную и профессиональную проблематику на учебном материале.

В планируемые личностные образовательные результаты школьников включите социальную ответственность и формирование гибких навыков. Требования действующего ФГОС вы не нарушите.

Поручите педагогам выделить в рабочих программах темы, у которых есть воспитательный потенциал. Эти темы вы затем сможете включить в содержание Программы воспитания в соответствии с планируемыми личностными образовательными результатами. Посмотрите пример темы.

ПРИМЕР. В рабочей программе по обществознанию за 7-й класс есть тема «Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание». Уроки по этой теме внесите в содержание воспитательной программы по задаче формирования просоциальной активности школьников как компонента личностного результата «смыслообразование и нравственно-этическая ориентация».

Изменение 5. Исключили второй иностранный язык из списка обязательных учебных предметов

Второй иностранный язык не входит в список обязательных предметов для изучения. Школа может ввести второй иностранный язык по выбору учеников, если в ней есть необходимые условия.

Для учебного предмета «Второй иностранный язык» есть предметные результаты освоения. Требования прописаны для английского, немецкого, французского и испанского языков. Они ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Также предметные результаты должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне (А1+).

Как и когда внедрять. Если в учебном плане уже есть предмет «Второй иностранный язык», то педагогам, которые преподают эту дисциплину, нужно пересмотреть рабочие программы. Как и для других предметов, в проекте ФГОС прописаны требования к освоению предметных результатов по годам обучения для учебного предмета «Второй иностранный язык». Порекомендуйте педагогам скорректировать рабочие программы к новому учебному году, чтобы учесть требования нового ФГОС.

Если в вашей школе недостаточно кадров или материально-технического обеспечения, вводить изучение второго иностранного языка не нужно. Об этом неоднократно говорила бывший министр просвещения Ольга Васильева.

Изменение 6. Ввели понятие «функциональная грамотность»

Новый проект ФГОС ООО заявляет функциональную грамотность в составе государственных гарантий качества основного общего образования (п. 3 проекта). Школа должна обеспечить при реализации ООП формирование функциональной грамотности, в том числе школьники должны овладеть компетенциями, которые помогут им в дальнейшем получить образование и ориентироваться в мире профессий (п. 29 проекта).

Проект ФГОС закрепляет функциональную грамотность как результат освоения ООП. Это связано с внедрением новой методологии оценки качества общего образования (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019). До 2024 года международные исследования качества образования пройдут во всех субъектах РФ.

Как и когда внедрять. Переписывать ООП основного образования и вводить в нее понятие «функциональная грамотность» еще рано. Но уже сейчас начните проводить разъяснительную работу с педагогами. Расскажите им о международных исследованиях. Ориентируйтесь на приложение к приказу Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019. Там есть сравнение оценочных материалов PISA и требований ФГОС ООО к образовательным результатам.

Когда новый ФГОС введут в действие, педагоги должны быть готовы провести самоаудит рабочих программ. Чтобы подготовить учителей к этому, запланируйте методические семинары.

 

© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/785443/0d7f6f9a-a8ba-400b-a03c-9f71e341de01/?of=copy-930a718bbe